Фитодизайн - это использование растений для улучшения среды обитания человека.
Какие возможности для оздоровления нашего жилища представляют растения?
• Бактерицидное и антимикробное действие специально подобранного видового состава растений воздушную среду помещений; • Положительное влияние на воздушную среду (обогащение органическими и минеральными веществами, повышение отрицательной ионизации воздуха);
• Нормализация сердечного ритма, улучшение обменных процессов, увеличение защитных сил организма, сопротивляемости заболеваниям, особенно в период эпидемий; • Оптимизация процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий, что особенно важно в период бурного развития ребенка, который приходится на дошкольные и школьные годы;
• Повышение работоспособности и выносливости к физическим и умственным нагрузкам, снижение утомляемости, улучшение функций внимания (переключение), что актуально для современных образовательных учреждений с их стремлением к инновационному поиску;
• Положительное влияние эстетического аспекта здоровьесберегающиего фитодизайна, так как зеленые растения, особенно в период цветения, в условиях замкнутого пространства учреждения создают психопрофилактический эффект, развивают чувство прекрасного, эстетического наслаждения, способствуют гармонизации личности, снятию напряжения, которое возникает в образовательной деятельности.
Цветовая гамма растений | Цвет источник электромагнитных излучений различной частоты. Он самым тесным образом связан со здоровьем и благополучием. Разнообразие цвета и цветовых сочетаний оказывает воздействие на стабилизацию общего тонуса организма. | Растения, обладающие антибактериальными и анти микробными свойствами | Агапантус, алоэ древовидное, амариллис, гибискус, гипеаструм, драцена душистая, диффенбахия пестрая, зиферантес, каланхоэ, пеларгония, фикус карликовый, хлорофитум хохлатый, цитрусовые и др. | Растения, поглощающие химическое загрязнение и загазованность | Драцена душистая, плющ обыкновенный, сансивьера полосатая, спатифиллюм, фикус Бенжамена, фикус каучуконосный, хлорофитум хохлатый, и др. | Растения, поглощающие тяжелые металлы | Аспарагусы и др. | Растения, улучшающие водно–газовый обмен | Антуриум, гибискус диффенбахия, китайская роза, спатифиллюм Уэллиса, филодендроны, циперусы, и др. | Растения, восстанавливающие ионный состав воздуха | Криптомерия, можжевельник, сосна, циперусы, кодиеумы и др. | Растения стимуляторы нервной системы | Лимон, пеларгония и др... | Растения, потенциально опасные для размещения в общественных местах и образовательных учреждениях | Растения, содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня, арум, диффенбахия, тис ягодный, молочай). | Агротехнические особенности выращивания комнатных растений | Цветы и комнатные растения по своим экологическим особенностям очень разнообразны. Даже цветы и растения, происходящие из одной географической зоны, могут различаться по своим требованиям к условиям внешней среды, что связано с их разным положением в растительных сообществах. Для нормального роста и развития цветов и растений необходимы свет, тепло, почва и вода. Успех выращивания комнатных растений зависит от умения регулировать количество и качество этих факторов.
| Разработка здоровьесберегающих фитомодулей. | Подбор и сочетание комнатных растений для различных по функциональному назначению помещений. |
Самостоятельное ухаживание за растениями вовлекает ребенка в деятельность, в которой он всегда имеет возможность пережить успех, увидеть реальный результат, имеющий практическую общественную значимость, чего, в значительной степени, лишена учебная деятельность.
В качестве примера приведены следующие 4 аэрофитомодуля, используемые в настоящее время в начальной школе:
Композиция 1 (К-1) Хлорофитум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята – 2 шт. Мелисса – 1 шт. Герань душистая – 1 шт.
Композиция 2 (К-2) Пилея – 1 шт. Пеларгония – 1шт. Каланхое – 1 шт Гипоэстер – 3 шт. Базилик Кипр – 2 шт
| Композиция 3 (К-3) Спатифиллум – 1 шт. Базилик Кипр – 2 шт. Мята Кипр – 2 шт.
Композиция 4 (К-4) Спатифиллум – 1 шт. Ректантера – 1 шт. Пеларгония – 1 шт Мелисса – 1 шт Мята Кипр – 2 шт.
|
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 1. Н.В.Косова//«Аэрофитомодуль»; МОУ СОШ №97 г. Москвы, ЗАО//
2. К.Попова, руководитель О.И.Поповой//Реферат «Растения в школе – для уюта и здоровья»; МОУ СОШ №11, г. Новокуйбышевск, Самарской области, 2005 г.// 3. Программа «Исцели себя сам»; ЦСБС СО РАН г. Новосибирск
4. http://Vazon.info 5. http://flowers.nm.ru
6. Ксенофонтов Я.И., МОУ Урожайная ООШ Зональный район, Алтайский край
|