"МЫ – НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ РОССИИ» поселок Железнодорожный г. Усть-Илимский район 2005 г. Стратегическими задачами Программы являются: совершенствование содержания, форм и технологий образования; развитие системы обеспечения качества образовательных услуг; повышение эффективности государственно-общественного управления; совершенствование экономических механизмов развития школы; создание интегральной системы гражданского образования школьников; обновление содержания и форм воспитательной работы Сроки и этапы реализации Программы - Срок реализации Программы: Начало – июнь 2006 года Окончание – июнь 2012 года На первом этапе реализации Программы (2006/2007 учебный год) предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой механизмов и моделей модернизации учебно-воспитательного процесса и гражданского образования по отдельным направлениям, их апробацией, а также с началом преобразований и экспериментов. На втором этапе (2007/2010 учебные годы) приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают внедрение инновационных моделей образования (включая гражданское), а также методическое, кадровое, информационное обеспечение мероприятий Программы, направленных на решение задач развития школы. На третьем этапе (20010/2012 учебный год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение, обобщение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах. На каждом из этапов планируется измеренение показателей, характеризующих ход реализации Программы по годам и влияние программных мероприятий на состояние культурно-образовательного пространства школы. Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы в ценах 2006 года составляет 12,3 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 0,75 млн. руб за счет средств бюджета Иркутской области – 7,5 млн руб за счет муниципального бюджета – 4,8 млн руб за счет внебюджетных источников – 0,5 млн руб ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: укрепление физического и психо-эмоционального здоровья школьников. ЗАДАЧИ: 1. Организация оздоровительной работы, направленной на становление и развитие мотивации бережного отношения к своему здоровью и формирование навыков здорового образа жизни. 2. Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта; антинаркотическая, антиникотиновая и антиалкогольная пропаганда. 3. Укрепление материально-технической базы школы для массовых занятий детей и их родителей физической культурой и спортом. 4. Усиление борьбы с курением. 5. Вовлечение родителей в движение за здоровый образ жизни. Комплексно-целевая программа «Интеллект» ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: интеллектуальное развитие школьников, формирование продуктивного, творческого мышления, развитие навыков исследовательской и опытно-экспериментальной работы, аналитических навыков и навыков критического мышления, включающих следующие умения старшеклассников: • понимание сути изучаемых явлений, умение ставить вопросы, т.е. за явлениями видеть сущность; • распознавание исторической ограниченности человеческих знаний, влияния на них идеологических установок; • отстаивание собственной точки зрения на основе критической оценки доказательств и аргументации оппонента; • понимание ограниченности как собственной точки зрения, так и взглядов, характерных для окружающей социокультурной среды; • видение связи изучаемых предметов между собой, с научным знанием и жизненным опытом; • осуществление выбора, в том числе жизненного, на основе критического анализа ситуации, а не путем механического приложения правил. ЗАДАЧИ: 1. Расширение кругозора учащихся в области достижений современных естественных и гуманитарных наук. 2. Выявление одаренных детей и организация специальной работы по дальнейшему развитию их творческих способностей на всех этапах обучении в школе. 3. Расширение культурно-образовательного пространства школы как пространства возможностей детей для личных проб в области наук, искусств, социальной деятельности, творчества и самообразования. 4. Создать систему непрерывного самообразования и саморазвития учащихся. 5. Создать систему информационной поддержки развития интеллектуальных способностей детей. Работа с одаренными детьми предусматривают следующие направления работы педагогического коллектива: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Проведение интеллектуальных конкурсов, соревнований, олимпиад; Углубленное изучение лично значимого для учащегося направления науки, искусства, культуры и общественной практики; Использование индивидуальных программ; Развитие теоретического и продуктивного мышления; Обучение творческим методам работы; Поощрение движения к пониманию самих себя, признания своих способностей; Индивидуализация обучения. Комплексно-целевая программа «Очаг» ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирования нравственных качеств личности и развитие способностей ребенка в разнообразных формах творческой деятельности через краеведческую работу. ЗАДАЧИ: 1. Формирование в культурно-образовательном пространстве школы некой “матрицы” духовной культуры, своеобразной “системы координат” ценностной ориентации детей в окружающем мире. 2. Приобщение учащихся к системе культурно-исторических ценностей, морально-этических норм, отражающих богатство национальной и общечеловеческой культуры. 3. Формирование у учащихся потребности в высших культурных и духовно-нравственных ценностях. 4. Ознакомление учащихся с духовной стороной народной, светской и религиозной культуры, формирование у них понимания духовно-нравственных основ феноменов культуры. 5. Формирование правовой культуры и качеств гражданина России. 6. Формирование потребности здорового образа жизни и готовности к защите Отечества. 7. Формирование у детей психологических новообразований позитивных взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой. Основными принципами, используемыми при реализации комплексных целевых программ, являются: 1. Личностно ориентированный подход, создающий возможность для выбора ребенком индивидуальной траектории развития. 2. Опора на местные традиции и русской культуры. 3. Деятельностный подход к творческому развитию личности. 4. Развитие валеологической культуры, усиление поведенческого компонента ЗОЖ. 5. Организация самостоятельной познавательной деятельности, творческого мышления, формирование способности к самоактуализации. 6. Дифференциация и гуманизация воспитательной работы. 7. Педагогическая поддержка личности ребенка на всем протяжении школьной жизни. В школе хорошо развита туристко-краеведческая работа – как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности. Она является основной частью образовательного процесса школы, реализующей национально-региональный компонент. Принципы организации деятельности базируются на двух положениях: добровольности и использовании средств туризма и краеведения в организации деятельности детских коллективов. Используемые методы работы позволяют выделить три уровня краеведческого познания учащимися в школе: • Получение знаний о крае со слов учителя. • Самостоятельное приобретение краеведческих знаний учащимися путем изучения дополнительной литературы, периодики, архивов. • Участие в фактической поисково-собирательной деятельности в составе какого-либо объединения. Цель краеведческой деятельности в школе определяется как возможность предоставления обучающимся заниматься такой проблематикой региональной истории или природы, которая отвечает их интересам. Формы туристко-креведческой работы, наиболее часто и эффективно используемые в процессе социализации учащихся: организация походов, путешествий, направленных на реализацию краеведческих программ; проведение наблюдений, исследований, экспериментов в природе и местном сообществе; составление летописей, хроник, статей, очерков об исторических событиях и природных явлениях; подготовка краеведческих карт, словарей, книг Памяти; формирование музейных коллекций; участие в мероприятиях по уходу за памятниками; проведение конференций, семинаров, конкурсов; пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, проведение праздников… В школе работает историко-краеведческий музей, который дает возможность претворения новых педагогических идей и технологий, социализации ребенка в окружающем мире, его включения в систему социальных связей, усвоения социального опыта. Основные направления деятельности музея: Формирование и создание коллекций, работа с фондом; Создание экспозиции и разработка приемов экспонирования; Проведение исследований; Работа с массовой аудиторией (культурно-массовая работа); Экскурсионная работа. Управленческая система школы построена по линейно-функциональному принципу. Помимо традиционного линейного управления добавлено функциональное, связанное с конкретной специализацией труда. Стратегический уровень управления включает в себя высшие органы коллегиального управления, а также уровень директора школы, который обеспечивает единство коллегиальности и единоначалия в управлении учреждением. На этом уровне определяются стратегические направления развития школы. Тактический уровень управления представлен коллегиальными органами управления (административный совет, методический совет) и административными единицами. На этом уровне разрабатывается тактика достижения целей в решении поставленных задач, формируются функции, не свойственные ранее деятельности учителя и администратора, а именно: аналитическая, прогностическая, проектировочная; разрабатываются проекты стратегических направлений развития школы. Каждый администратор в сфере своего функционального влияния имеет какой-либо коллегиальный орган (МС, аттестационная комиссия, педагогический консилиум, совет учащихся, попечительский совет). Третий, оперативный уровень представлен различными коллегиальными объединениями работников школы и временными творческими коллективами. На четвертом уровне управляющей системы решаются проблемы ученического самоуправления. На этом уровне учащиеся создают свои творческие объединения. Функции взрослых заключаются в курировании, в создании условий для включения ученика в управляющую систему. 3. КОНЦЕПЦИЯ НОВОЙ ШКОЛЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы развития школы предусматривает инновационную деятельность педагогического коллектива по двум базовым направлениям: 1. Модернизации образовательного процесса в соответствие с целями и задачами модернизации российского образования, определенными нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки РФ. 2. Развитие культурно-образовательного пространства школы в зонах концентрации инновационного потенциала педагогического и ученического коллективов, родителей и местного сообщества. В рамках первого направления развития школы целевыми ориентирами являются: Начальная школа Направленность на формирование инициативности, ответственности и самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Основной формой проявления этих качеств в младшем школьном возрасте является учебная самостоятельность (умение учиться). При этом образовательный процесс должен быть нацелен на становление учебного сообщества, т.е. группы детей, объединяющейся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога, строящего такое сообщество, принципиально отлична от позиции учителя, ориентированного на фронтальные занятия. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективное решение и т.п. Внутри учебного сообщества создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого ученика. Основным педагогическим средством при этом является радикальный пересмотр системы оценивания, целенаправленная работа учителя по становлению адекватной оценки ребенком границ своих знаний и умений. Отметка в баллах непригодна для младшего школьного возраста, как и любой другой вариант сравнения достижений ребенка со стандартом. Оценка должна отражать процесс продвижения ребенка, а не уровень, достигнутый на данный момент. Критерии и средства оценки дети создают совместно с учителем. Построение учебного сообщества и новой системы оценивания являются основными направлениями развития в начальной школе. Варианты образовательных программ школы, предметно-пространственной среды в младших классах, а также включение родителей в образовательный процесс, совершенствования системы работы с учителями начальной школы и пр. способствуют реальной гуманизации обучения в младшей школе. Принципы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе: Принцип человечности (гуманизма) – утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку, исключение принуждения и насилия над личностью. Принцип самоценности каждого возраста, предполагающий: - полноту реализации возможностей проживаемого ребенком возраста; - нацеленность на развитие у ребенка, в первую очередь, фундаментальных способностей; - опору на достижения предыдущего этапа развития, создающие предпосылки для успешного перехода ребенка на следующую ступень образования. Принцип индивидуализации образования, обеспечивающий максимальное проявление самобытности и творческих возможностей каждого ребенка. Принцип социокультурной открытости образования: - уважение к нормам и традициям разных культур, открытость изменяющемуся миру; - поддержка образовательных инициатив всех субъектов образовательного пространства (родителей, учащихся, учителей и др.); - расширение образовательных задач школы (вплоть до обретения школой статуса местного культурного центра или общественно-активной школы). Из этих принципов вытекают цели образования в начальной школе: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия. 2. Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее: - побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; - обучение навыкам общения и сотрудничества; - поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе; - расширение опыта самостоятельных выборов; - формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей). 3. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка. Как уже отмечалось, основным направлением развития начальной школы является изменение уклада начальной ступени образования. Усвоение предметного материала обучения из цели должно стать средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию. Начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления. В рамках целей начального школьного образования ВТК выделены следующие более частные задачи: 1. Использовать только те образовательные технологии, которые способствуют физическому и психическому развитию и поддержанию здоровья детей; 2. Создать учебную общность учащихся и учителя, организуя совместный поиск новых способов действия, сотрудничества и понимания; обеспечить сбалансированность между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников, между совместной и индивидуальной формами работы; 3. Обеспечить полноценное взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности в учебном процессе, включать учебно-познавательную деятельность в ансамбль внеучебных (художественной, трудовой, спортивной, игровой), строя их с опорой на достижения и опыт детей в различных дошкольных видах деятельности; 4. Сохранить у детей желание учиться дальше и сформировать у них основы умения учиться (самостоятельно определять свои достижения и ограничения, расширять границы своих возможностей с помощью других людей – взрослых и сверстников); 5. Оказывать педагогическую поддержку развитию индивидуальности ребенка; 6. Создать предпосылки для творчества ребенка во всех видах деятельности. Кроме учебных занятий, для нормального развития ребенка необходимо существование обширной внеучебной сферы жизни. В течение всего первого и второго года обучения в школе наряду с учебной должна сохраняться игровая форма жизни детей. Речь идет не только о введении элементов игры в учебу или о введении обучающих элементов в игру, но и о создании двух совершенно разных по смыслу, параллельно сосуществующих пространств. Постепенно (не ранее, чем к концу второго года обучения) учебная форма становится основной, но не единственной. Игра имеет особенно большое значение для эстетического развития детей этого возраста. В течение первого – второго года обучения происходит ее преобразование в первичные формы художественного творчества. В настоящее время в школе не уделяется достаточного внимания физическому развитию младших школьников. Между тем, оно теснейшим образом связано с состоянием их здоровья, работоспособностью и, в конечном итоге, с успешностью обучения. Способами решения этой проблемы являются: расширение сети школьных спортивных секций для детей этого возраста и повышение разнообразия предлагаемых видов физических занятий; организация походов, соревнований, детских спортивных олимпиад. Походы, командные виды спорта не только способствуют физическому развитию и сохранению здоровья детей, но и обеспечивают развитие общения, сотрудничества и взаимодействия между детьми. Внеучебные объединения младших школьников должны строиться вокруг дошкольных видов деятельности: игры, рисования, конструирования, лепки, простейшего экспериментирования, сочинительства и прочих занятий, развивающих в первую очередь воображение, бескорыстное любопытство, интуитивные средства познания и другие человеческие способности, развитие которых уже началось, но, разумеется, не закончилось в дошкольном детстве и которые не подхватываются новой для детей учебной деятельностью. Оптимальной формой для организации неучебных объединений младших школьников являются мастерские, которые проводятся регулярно, одновременно для всей начальной школы. Разновозрастный состав «подмастерьев» – существенный образовательный ресурс начальной школы. На роль мастеров возможно и желательно привлекать родителей и старшеклассников. Одной из плодотворных форм внеучебной деятельности младших школьников является участие в подготовке, оформлении и проведении школьных выставок, литературно-музыкальных вечеров, концертов и других художественных праздников. Важно и создание общеклассного клубного пространства (совместные чаепития, прогулки, праздники). Исключительное значение для детей, для всей атмосферы школы имеет участие младших школьников в работе школьного театра, наряду со старшеклассниками, учителями, родителями, выпускниками прежних лет. Театральная самодеятельность помогает замкнутым, необщительным детям научиться общаться со сверстниками. Детям с особо высокой потребностью во внимании к себе она предоставляет возможность удовлетворить эту потребность (если же стремление привлекать к себе внимание не находит такого выхода, то оно часто приводит к нежелательным выходкам, нарушениям дисциплины и т.п.). В младшем школьном возрасте театральная самодеятельность очень нужна также для формирования сознательного контроля за своим поведением. В начальной школе следует предусмотреть пространства, постоянно доступные детям и различающиеся по своей функции и атмосфере, по-разному окрашенные эмоционально: предназначенные для общения и для уединения; предназначенные для подвижных занятий и для спокойной работы и общения; предназначенные для пробы своих возможностей и для демонстрации своих достижений. Крайне желательно, чтобы дети с самого начала своей школьной жизни участвовали в оформлении помещений, создании и преобразовании предметно-пространственной среды. Это дает ребенку ценный опыт творческого преобразования действительности. Разумеется, взрослый присутствует, участвует и незаметно направляет эти преобразования. Помещение класса целесообразно поделить на два контрастно оформленных пространства – игровое и учебное. Одно из них служит для сюжетных и подвижных игр в перерывах между занятиями, отражает внешкольную жизнь детей и их увлечения (рисунки, выставки поделок и пр.), может быть использовано для клубной работы с детьми, проведения кружков и т.п. Другое устроено более привычным для традиционной школы образом и является основным местом разворачивания учебного процесса. Детям разрешается во время урока переходить в игровое пространство, закончив работу. Как уже было отмечено выше, одной из основных форм решения задач начальной ступени обучения является создание учебного сообщества – группы детей и взрослых, объединяющихся для совместного выполнения учебного задания. Деловое взаимодействие, согласование действий и мнений всех участников совместной работы гораздо эффективнее, чем сумма индивидуальных достижений. Педагог, строящий в классе учебное сообщество, в принципе не может занимать позицию учителя, ведущего фронтальное занятие: он не дает в готовом виде ни правил работы, ни образца результата, но помогает детям выдвигать предположения, слышать мнения друг друга и учитывать разные точки зрения при построении собственного действия. Организовав групповое взаимодействие, учитель включается в работу группы лишь в случае, если дети сами вовлекают его. Функции учителя, организующего учебное сотрудничество детей: демонстрировать культурные образцы взаимодействия, предоставляя детям варианты, равновозможные для выполнения конкретного задания; инициировать пробные действия детей с учебными заданиями и корректировать дальнейшую работу класса с опорой на возникающие по ее ходу индивидуальные варианты решений; искать способы включения каждого ученика в работу малых групп и в общеклассную дискуссию. Учебное сообщество необходимо строить с первого дня школьного обучения. Для того, чтобы учебное сообщество благополучно функционировало в начальной школе, а в основной школе развилось в индивидуальное умение учеников учиться, должны соблюдаться сопутствующие условия в виде: внеучебных объединений младших школьников; учебно-общественных организаций в основной и старшей школе; учебно-профессионального сообщества учителей. Учебно-общественные организации основной и старшей школы являются для младших школьников образцом ближайшего шага взросления. Минимальный набор желательных «пространств» встречи и совместного действия учеников начальной и основной школы: учебное пространство (разновозрастные уроки и т.п.); творческое пространство (театр, оформление школьных коридоров и т.п.); социальное пространство (деловая игра, социально-значимый проект и т.п.). Для реализации задачи создания учебного сообщества необходимо будет организовать постоянно действующий семинар учителей для: • обсуждения вопросов, неизбежно встающих перед каждым педагогом, строящим учебное сообщество, и не имеющих однозначного решения; • самообразования в форме изучения и обсуждений психолого-педагогической литературы по проблемам учебного сотрудничества и учебного общения; лекций; тренингов; совместного анализа и проектирования уроков, направленных на построение детского учебного сообщества; • приобретения личного опыта совместного решения задач, уточнение собственных возможностей и ограничений в умении строить содержательное и бесконфликтное сотрудничество; поиск личных ресурсов и их опробование; тренинг всех социальных навыков, и в первую очередь – умения слушать и понимать собеседника; • самоопределения педагога, который, знакомясь с существующими точками зрения, полемизируя с коллегами, находит тот способ решения профессиональной задачи построения детско-взрослого учебного сообщества, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальному стилю и личностным ценностям; • образование учебно-профессионального сообщества учителей, призванного координировать усилия всех педагогов, решать вопросы согласованности, непротиворечивости целей, способов их достижения, критериев и методов оценки и самооценки педагогов, работающих с одни и теми же детьми. Речь идет, в частности, о стыковке требований начальной и средней школы, о создании "пространств" встречи и совместных действий учеников начальной и основной школы. Так как учебное сообщество детей не замыкается рамками класса или одновозрастной группы, то и сообщество учителей не может сводиться к согласованию действий педагогов, работающих в одной параллели. Основная (подростковая) школа Целью общего образования является создание условий для формирования у ребенка способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и социальная адаптация. Применительно к основной школе эта цель образования конкретизируется как следующий результат образования: сформированность способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории (или профессиональной траектории, если основная школа становится последним этапом школьного образования). Условием достижения этой цели образования является построение основной школы на основе множественности видов деятельности ребенка. Переход основной школы от монодеятельностного к полидеятельностному принципу организации деятельности ребенка требует: 1. Разработки новых организационно-управленческих форм функционирования основной школы. 2. Организации образовательной среды как многополюсной и определении динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения ребенка в основной школе. 3. Определения форм аттестации учащихся и их динамики на протяжении основной школы. Структурообразующим организационным принципом основной школы является последовательная индивидуализация образовательных маршрутов учащихся, последовательное увеличение форм деятельности учащихся и формирование у ребенка способности к проектированию. Проектная деятельность дает ребенку возможность отличить пробу от результативного действия. Проект в контексте образования есть особое результативное действие, совершаемое в специально организованных педагогом («лабораторных») условиях. Специально организованные условия дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, но в безопасных условиях, т.е. осуществлять пробу в культурных формах. Проект как форма работы «требует» оформления результатов (продукта) для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Таким образом, проектная организация основной школы задает условия для реализации основных направлений Стратегии модернизации общего образования: интеграции учебного содержания; развития пользовательских навыков в информационных технологиях; формирования коммуникативных и социальных компетентностей. Проектная деятельность появляется в начале обучения в основной школе (в 5 классе) в форме индивидуальных или групповых самостоятельных творческих заданий; замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое продолжение содержания учебного предмета (образовательной области). Исходные проекты, как правило, монопредметны, но, развиваясь, они позволяют осуществлять содержательную интеграцию учебных курсов. Введение элементов проектной деятельности (в 5 классе) и ее развитие позволит уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создаст условия для смены видов работы. Обязательное сочетание различных видов деятельности и их координация является необходимым условием возникновения у ребенка различения типов требований, предъявляемых к его работе и, как следствие, умения действовать в режиме пробы и в режиме исполнения. Множественность видов деятельности, а главное – переходы между различными (по типу регламентации и типу ответственности) деятельностями создадут условия для развития у детей способности: выделять собственную цель; соотносить поставленную цель и условия ее достижения; строить программу действий в соответствии с собственными возможностями; различать виды ответственности внутри собственной учебной работы. Таким образом, множественность видов деятельности учащихся – учебной, трудовой, проектной – является условием формирования учебной самостоятельности учащихся. К концу основной школы дети должны быть способными выбрать наиболее адекватную форму продолжения образования (или профессионализации). Для структурного оформления разных видов деятельности детей и адекватного педагогического обеспечения необходима разработка образовательной программы, обязательными компонентами которой должны стать: набор (номенклатура) возможных видов работы (актов деятельности) детей (включая предметные курсы, обязательные и необязательные учебные занятия, внеучебные, дополнительные занятия); образовательные маршруты (траектории) параллели, класса, группы детей, каждого учащегося – последовательность переходов от одного вида деятельности к другой; типы и формы педагогического взаимодействия, обеспечивающие эффективное прохождение образовательных маршрутов. Образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных задач. Он позволяет иначе чем учебный план конструировать временную последовательность, формы и виды организации взаимодействия педагогов и детей, номенклатуру видов работы. Реализация образовательной программы позволит включать в образовательный маршрут модульные и концентрированные курсы. Образовательная программа будет эффективна, если будет создан особый уклад, который строится как совокупность строго не регламентируемых взаимопроникающих образовательных пространств. Эти пространства оформляются в процессе разработки норм и правил жизни в этих пространствах. Они подвижны и изменяемы в зависимости от образовательных ситуаций. В частности, оформление этих пространств происходит в связи с деятельностью органов школьного самоуправления, т.е. с развитием социально-правовой среды. Участие в нормотворчестве школы дает ребенку опыт действия в правовой сфере и является основой формирования социальной компетентности. Основной компетентностью, которая сформируется (должна сформироваться) к концу основной школы будет способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на восприятие другим человеком. Такое понимание компетентности может быть конкретизировано как: социальная компетентность - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым; предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры. Образовательный процесс основной школы, построенный сообразно динамике возрастного развития, призван обеспечить следующие результаты: Подросток видит и понимает ценность образования, обладает соответствующими компетентностями, обладает определенным социальным опытом, умеет делать осознанный выбор (на уровне имеющейся у него информации и опыта), и несет ответственность за него. Говоря более конкретно, подросток, выходящий из основной школы, должен: видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути; обладать соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации; обладать определенным социальным опытом, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его мире; уметь делать осознанный выбор, по крайней мере, на уровне, той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него. Таким образом, еще одной базовой целевой установкой основной школы является формирование способности к осуществлению ответственного выбора. Культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора является проектная деятельность. Основными направлениями развития подростковой школы (касающимися образовательного процесса) являются: ориентация на полноценное проживание ребенком подросткового возраста посредством формирования адекватной ведущей деятельности; поляризация образовательной среды основной школы с выделением разноакцентированных пространств (кабинет, лаборатория, мастерская, библиотека); организация особого ритма занятий (смена учебной и проектной, проектно-игровой, трудовой, исследовательской деятельности), введение интенсивных курсов (модульных, концентрированных); разграничение типов работы по признаку их результативности: проба, проект, презентация, отработка навыка, и т.д. индивидуализация образовательных маршрутов (последовательности, набора и темпа участия в разных видах работы по различным предметам, внутри учебных предметов, последовательной смены видов деятельности); открытость для учащихся учебных планов, предоставление сообразных возрасту возможностей выбора собственных образовательных маршрутов; адекватные типам и видам деятельности средства и способы оценивания и аттестации; изменение в связи с реорганизацией образовательного процесса целевых установок педагогического коллектива, типов соорганизации педагогов, их функциональных обязанностей; разработка новых моделей управления основной школой. Другими словами, главной задачей основной школы должно стать не вкладывание в голову ученика определенной суммы знаний, а оказание ему помощи в овладении культурными (и выработанными им самим) способами деятельности, позволяющими ему действовать с ориентацией на другую позицию (позицию другого человека, социума, предметной области). Без овладения этими способами деятельности (отличающими основную школу от начальной и старшей) достижение успеха на последующем этапе выбранного подростком пути будет весьма затруднительно. Это особенно важно в условиях профилизации старшей школы. Старшая школа В настоящее время старшая ступень школы по организации образовательного процесса незначительно отличается от основной школы. Преобладают формы, типичные для классно-урочной системы. В некоторых случаях учителями, наряду с традиционными, используются формы обучения, близкие к вузовским. Отличие связано с увеличением доли лекционных занятий (преобладание монологического изложения большого объема материала учителем), введение занятий в форме семинаров (предполагающих предварительное самостоятельной изучение школьником материала и его последующего обсуждения), использованием в каче
|